В процессе работы, где заняты руки, но не голова, прослушала кучу книг Терри Пратчетта. Очень большую кучу за полгода.
Вчера дослушала "Благие Знамения" и меня накрыло. Про Пратчетта хочется что-то сказать, чтобы выразить то переполнившее меня чувство, в котором финал "Знамений" стал последней каплей. Но пока не могу. Словей не хватает.
И вообще надо писать отзывы сразу по прочтению, но я так не могу: надо давать мыслям отстояться.
Терри Пратчетта я читала и "отстаивала осадок" уже года три, поэтому накрыло меня в итоге мягко, но мощно.

Могу сказать сейчас с полной ответственностью, что этот писатель встал для меня рядом с Толкином - не по объективным критериям, а по личной важности. Не Бредбери, не Кинг, не Стругацкие, как я долго считала. Именно Терри Пратчетт.
Толкин говорит о тончайших вещах, на которых стоит наш мир, причем это именно наш мир в дымке мифа. Он дарит надежду вопреки ужасу искаженного бытия и говорит, что сила изначального творения все-таки проведет наш мир между всеми пропастями, когда вроде как спасения нет.
Пратчетт описывает наш мир с необычной точки зрения, рассказывает нас о нас же самих, превращая рассказ в саркастическую фэнтези, но... Он любит этот мир, не обманываясь на счет него ни в малейшей степени, и читатель любит мир следом. Потому что он суров, косячен, нелеп, несправедлив, но, безо всяких сомнений, прекрасен. Потому что даже в Анк-Морпорке есть Ваймс и Моркоу. И так не понравившийся мне поначалу лорд Витинари.
Замечательная схема, которую я окончательно заметила в "Благих Знамениях": сначала смешная вводная часть, полная остроумия и забавностей - потом из-под шуток начинает выступать контур вещей горьких и совсем не смешных, а форма подачи заставляет ощутить эту серьезность еще глубже - а потом, ближе к финалу, Пратчетт ненавязчиво и без усилий выдергивает из-под читателя пол, сносит крышу и дает заглянуть в бездну. И от этого так становится жутковато-здорово...
Я вот так всякий раз заново охреневаю от финала "Санта Хрякуса", где за известным символом Страшдества выступают все века, в которых создавалось это существо, в сути своей вовсе не доброе и не злое - безумно, захватывающе древнее, истинное, под масс-маркетовским нарядом остающееся ровесником человечеству. И речь Смерти, звучащая для Сьюзан. Если однажды человечество утратит веру, солнце и правда не встанет, из-за горизонта поднимется шар горящего газа, что бы осветить существ, все чувства, которых просто химические реакции.
И от "Мрачного Жнеца", про которого надо писать отдельный отзыв.
И от "Мелких Богов", про которых опять-таки надо писать отзыв, а до того - обязательно перечитать или переслушать.
И от финала "К Оружию! К Оружию!" (как тяжело я переходила на цикл о Страже, и как он мне в итоге понравился!), где Моркоу дожидается в своей комнате Ангву. Честно, я расплакалась, когда рассказчик сказал, что она жива. Меня вообще редко пробирает на слезы от истории любви, но тут это нечто совсем другое.

Фффффух. Думала черкануть пару строк, а в итоге растеклась мысью по древу...